Ooo-agrohim.ru

Агро Химия
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Иоганн Штраус-сын. Биография «короля вальса»

Иоганн Штраус-сын. Биография «короля вальса»

Иоганн Штраус-младший — первый сын знаменитого Иоганна Батиста Штрауса. 15 октября 1844 года состоялся дебют молодого дирижёра в казино, в пригороде Вены. А с 1852 года его оркестр играл при дворе нового императора.

Иоганн Штраус (сын) (Johann Strauß (Sohn))

Иоганн Штраус (сын) (Johann Strauß (Sohn))

Иоганн Штраус-младший (Johann Strauß (Sohn)) родился 25.10.1825 г. Он был первым сыном знаменитого Иоганна Батиста Штрауса и его первой жены – Анны.

Отец мальчика в то время уже был известным деятелем искусств. Оркестр, в котором Штраус-старший выступал в роли дирижёра-солиста, собирал полные залы. Под его польки и вальсы танцевала вся Вена.

Дети в семье Штраусов рождались один за другим. Отец не хотел, чтобы дети повторяли его путь, и запрещал им брать в руки скрипку (играть на фортепиано не возбранялось). Маленький Иоганн при содействии матери тайно брал уроки скрипки.

Иоганн Штраус (сын) (Johann Strauß (Sohn))

Иоганн Штраус (сын) (Johann Strauß (Sohn))

В годы учёбы юноша подрабатывал уроками фортепиано в семьях. Свой заработок он отдавал за обучение мастерству игры на скрипке, втайне мечтая превзойти отца. Штраус-старший к тому времени завёл вторую семью. От любовницы Эмилии у него тоже рождались дети.

Иоганн-младший в 19 лет собрал собственную капеллу и решил стать дирижёром. Он подал прошение в венский магистрат. Узнав о его решении, разгневанный отец окончательно оставил семью. Мать подала на развод.

15.10.1844 года состоялся дебют молодого дирижёра. Штраус-сын со своим оркестром выступил в казино, в пригороде Вены. Публика высоко оценила его мастерство. Иоганну-старшему было тогда всего сорок лет. Отец был талантлив и полон сил, имел связи при дворе. Между музыкантами началась борьба. Отец играл при дворе и на светских балах — на долю сына оставались казино и кафе.

Во время революции 1848 года политические убеждения сына и отца разошлись. Старший Штраус поддерживал Габсбургов — сын играл «Марсельезу» для повстанцев. Отец вдруг утратил симпатии публики. Поклонники отвернулись от него, залы начали пустовать. Это подорвало его здоровье. Штраус-старший умер в 1849 г. В жизни сына начались перемены.

Иоганн Штраус (сын) (Johann Strauß (Sohn))

Иоганн Штраус (сын) (Johann Strauß (Sohn))

Прославленный отцовский оркестр перешёл к сыну. С 1852 года оркестр молодого Штрауса играл при дворе нового императора, Франца-Иосифа I.

Летом 1854 г. представители железнодорожной компании из России явились к Штраусу. Маэстро предложили контракт на выступления в Павловском парке. Иоганн согласился, и уже в мае 1856 года он играл для русской публики и для членов императорской семьи. В Вене его заменил младший брат – Йозеф, который к тому времени тоже стал дирижёром.

Ольга Смирнитская

В России Штраус провёл пять сезонов. Он серьёзно увлекся русской девушкой, Ольгой Смирнитской. Сразу после разрыва с ней композитор женился на оперной певице Йетти Халупецкой, которая стала для него женой, секретарём и советчиком. В конце 60-х начале 70-х годов Иоганн создал лучшие вальсы: «Прощание с Петербургом», «Сказки Венского леса», «На голубом Дунае». Летом 1869 года в России выступали оба брата – Иоганн и Йозеф. К сожалению, Йозеф был уже болен и вскоре умер.

После смерти брата Иоганн продолжил работу с удвоенной энергией. Он больше не хотел быть «придворным дирижёром» (это место занял младший брат – Эдуард). Амбициозная Етти посоветовала мужу начать серьёзную работу. Иоганн стал работать над опереттой. Первый музыкальный спектакль состоялся весной 1874 г. (он назывался «Индиго и сорок разбойников»). Публика была в восторге. Третьим крупным произведением стала «Летучая мышь». Штраус преодолел новую ступень славы, но в душе он боялся, что когда-нибудь талант и муза покинут его.

Штраус успешно гастролировал, собирал полные залы в столицах России, Англии, Франции и Америки. Он жил в роскоши, входил в высшее общество Вены.

Умерла Йетти Трефц. На какое-то время это выбило Иоганна из колеи. (Позже он женится второй и третий раз.)

Иоганн Штраус (сын) (Johann Strauß (Sohn))

Иоганн Штраус (сын) (Johann Strauß (Sohn))

К своему шестидесятилетнему юбилею композитор написал оперетту «Цыганский барон». Она была поставлена во всех крупных австрийских и немецких театрах. А Иоганн решил обратиться к опере — возраст и опыт требовали серьёзной музыки. Его друг Иоганнес Брамс отговорил композитора от этой идеи – не без труда! Брамс был отчасти прав – это могло закончиться для Штрауса провалом. Однако крушение мечты подорвало веру композитора в собственный талант. Новая оперетта — «Венская кровь» — оказалась неудачной.

Штраус перестал выступать, мало появлялся на публике. Его уговорили дирижировать оркестром по случаю 25-летнего юбилея «Летучей мыши». Это было последнее выступление маэстро. Во время спектакля он простудился, началась пневмония. 30.06.1899 г. Иоганн Штраус умер.

Надгробный памятник Штраусу на Центральном кладбище

Надгробный памятник Штраусу на Центральном кладбище

Хоронила великого Маэстро вся Вена. Всё состояние Штраус завещал Венскому музыкальному обществу.

В венском вальсе кружится любовь…

Влияние музыки на человека 01.03.2016

Дорогие читатели, встречаем весну! Как же я всегда радуюсь ее приходу. Да, наверно, многие меня в этом поддержат. Такое в душе идет обновление, какое–то особенное воодушевление. И сегодня я предлагаю всем нам встретить весну музыкой. Приглашаю вас в гости к венским классикам. И гостить мы будем у них вместе с Лилией Шадковска, читательницей моего блога, учителем музыки с огромным стажем.

Читайте так же:
Роза Доктор Джо

Те, что часто бывают на блоге, знают Лилию по некоторым статьям. Лилия рассказывала нам о Солнечном Моцарте и его волшебном эффекте его музыки. Приятно, что статьи такие вам очень нравятся. И спасибо огромное Лилии, что она так интересно рассказывает обо всем. А сейчас я предаю слово Лилии. Встречаем ее замечательную статью о венских классиках.

В гостях у венских классиков

Здравствуйте, дорогие наши читатели! Вот и наступила весна! И так хочется наших дорогих читателей порадовать новой музыкой, новыми открытиями. Сегодня мы приглашаем Вас в гости к венским классикам.

Наверняка, вы не раз слышали такое понятие как венская классика и венская классическая школа. Центральной площадкой развития данного музыкального направления стала Вена — столица музыкальной культуры того времени. Именно это направление европейской классической музыки сложилось со второй половины 18 века в Австрии.

Венские классики создали жанры классической симфонии, ансамбля, сонаты, концерты и уникальный тип инструментальной музыки , в которой сочетается и трагедия и комедия и чувственность и непринужденность.

И первыми представителями венской школы являлись Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, а позднее туда вошли и другие композиторы такие как Шуберт, Лист, Брамс, Сальери, Зуппе, Легар, Кальман и всеми нами любимый –Иоганн Штраус-младший. О нем и его творчестве мы расскажем Вам сегодня. Но, сначала о Вене.

Вена — город музыки

Вена — одна из жемчужин Европы, необычайно красива и приветлива, славится архитектурной красотой, дворцами, садами, парками. Красота простирается на весь образ жизни. А весенняя Вена — это буйство красок, это пьянящий аромат распустившихся цветов, это яркое солнце и какая-то пронзительная синь неба.

«Замечталась красавица Вена» Евгения Солод

…Замечталась красавица Вена и дрожит, словно скрипка в руках. Сквозь века она слышит Шопена, растворяясь в своих облаках. Умывается в водах Дуная, красотой покоряет весь мир… Тихо дремлет, конечно, не зная, что душа ее — наш сувенир.

В Венском вальсе кружатся тревоги, в венском вальсе кружится любовь.. Впереди города и дороги, впечатлений багаж вновь и вновь..

Весна — это пора возрождения чувств, эмоций, пора новых открытий и начинаний и, конечно, пора любви. И хочется почувствовать всю прелесть разлитых в воздухе весенних ароматов, вдохнуть полной грудью и оглянутся вокруг, отбросив все печали и тревоги, слушать и слушать музыку. Музыка тоже хорошо себя чувствует в этом городе. Нередко можно услышать на улицах Вены арии из опер, которые напевают благодушные горожане.

Венский вальс – аромат любви

Венский вальс- аромат любви. Более того, Вена стала и городом вальса, ибо он превзошел все остальное жанры. Венский вальс полон совершенно безмятежного упоения жизнью!

Он стер государственные границы. В 1804 французы признались в своей страстной любви к этому легкому, поэтичному и скользящему танцу. Этот грациозный и изящный танец становится украшением многих светских мероприятий, балов Европы. А каждый вальс Иоганна Штрауса – гения венского вальса – это шедевр, это фейерверк чувств и эмоций.

Иоганн Штраус – король вальса

Иоганн Штраус (1825-1899) — известный австрийский композитор, дирижер и скрипач родился в Вене в семье австрийского композитора Иоганна Штрауса (старшего). Мальчик мечтал стать знаменитым, писать вальсы лучше своего родителя. Но Иоганн Штраус – отец запретил заниматься музыкой своему старшему сыну. Он мечтал о коммерческой деятельности своего сына.

Как-то застав своего первенца со скрипкой в руках, Штраус-старший запер ее в сундук, и тогда мать купила сыну новую скрипку. Так Иоганн стал занимался музыкой тайком. Жизнь стала трудной, а материальные условия стеснены, когда отец ушел из семьи.

И вот Иоганн решительно выбирает путь дирижера и композитора. Он получает превосходное профессиональное образование. Он получает заказ написать духовную кантату, после чего муниципалитет Вены дает юноше право выступить как дирижеру и композитору.

Тем не менее, он тяготеет к полькам и вальсам и первый вальс, с которым Иоганн дебютировал, называется «Сердце матери». «Я решил воспользоваться талантом, развитием которого я обязан моей матери, находящейся в данное время без поддержки и средств к существованию, чтобы отблагодарить ее в меру моих скромных возможностей…»

Этот вальс вызывали несколько раз на бис. Затем звучали и другие вальсы, а наутро газеты вышли с заголовками: «Доброй ночи, Йозеф Ланнер; добрый вечер, Иоганн Штраус-отец; доброе утро, Иоганн Штраус-сын!»

Иоганн Штраус-сын покорил Вену с первого же концерта. Наступила пора успеха и бешеной работы. Его жизнь полна событиями, он много гастролирует, дирижирует оркестром, сочиняет музыку.

Иоганн (младший) написал 16 оперетт, комическую оперу, балет, марши, поднял танцевальный жанр до симфонических вершин: польки, мазурки, кадрили, вальсы льются как из рога изобилия. Его стали называть волшебный Штраус «Король вальсов», а современники называли его «Моцартом вальсов».

Но среди всех вальсов выделяют истинно гениальные- это «Сказки Венского леса», «Жизнь артиста», «Вино, любовь и песни» (это название, звучащее как жизненное кредо, Штраус взял… из стихов Мартина Лютера), «Императорский вальс»(в память о победе австрийцев над турками в 17 веке),«Весенние голоса» (самый ликующий свой шедевр Штраус создал в 73 года!).

Читайте так же:
Роза Каталина

Особую популярность Штраус снискал прежде всего неповторимым стилем исполнения, играя одновременно на скрипке и управляя оркестром. А его вальсы превратились в символы любви и праздника! Вена рукоплескала Штраусу. В свою очередь композитор писал: «Если это правда, что у меня есть талант, я могу поблагодарить прежде всего любимую Вену за это.»

Мысленно совершая прогулки по прекрасной Вене, упоённые весенним настроением, предлагаем Вам послушать потрясающую музыку «Короля вальсов»

И.Штраус. Весенние голоса. Венский Вальс

«Весенние голоса» — один из самых известных вальсов, написанный в 1882 году и впервые исполнен в 1883 году на благотворительном концерте в театре «Ан дер Вин»

Автор фото : Wilhelm Gause — Historisches Museum der Stadt Wien. Общественное достояние.

Иоганн Штраус. Сказки венского леса

Графиня Тереза Полина предлагает композитору написать к балу новый чудесный и волшебный вальс. Но для сочинительства необходимы вдохновение и тишина, поэтому Иоганн принимает предложение графини и переезжает в её дом.

Однажды, во время конной прогулки он слышит волшебные звуки рожка. Эта музыка вдохновила композитора на создание вальса «Сказки венского леса» И с первых же аккордов перед нашими взорами предстают венский лес, зеленые поляны, где под тенью вековых дубов, звучит радостный смех. Пронизанная солнечным теплом и светом, яркая и сочная музыка вальса звучит как гимн юности и любви.

Иоганн Штраус. На волнах голубого Дуная

В 1867 году открылась Всемирная выставка в Париже. Штраус решил среди других музыкальных произведений исполнить и «Голубой Дунай», премьера которого, по мнению самого композитора, была неудачной. Но уже первую часть пьесы покрыла буря аплодисментов. Вальс приняли на ура! При обычном тираже популярной музыкальной пьесы в 5–10 тысяч экземпляров «Голубой Дунай» в короткий срок был издан… миллионным тиражом!

Парижская слава «Голубого Дуная» докатилась до Вены. И теперь это любимейший вальс венцев. Под него даже не принято танцевать. Элементы музыкальной изобразительности появляются уже во вступлении, музыка рисует картину утреннего пробуждения природы под лучами восходящего солнца и действительно напоминает течение великой реки.

Иоганн Штраус. Вальс «Розы с юга»

Изумительный по красоте вальс из оперетты «Кружевной платок королевы». «Был очень насыщенный вечер, люди заполнили здание до чердака, чтобы послушать новое произведение Штрауса, которое стало достижением крайне редкого сегодня титула для композитора «Наш превосходной Штраус!» — так газета «Фремденблатт» писала 3 октября 1880 г. о полностью успешной премьере оперетты Иоганна Штрауса «Кружевной платок королевы», которая прошла в театре «Ан дер»

Иоганн Штраус. На охоте

Штраус. Полька «Пиццикато»

Иоганна Штрауса принято считать и творцом венской оперетты. К этому жанру он шел довольно долго. На симфонию он и не замахивался, написал всего одну оперу, а единственный балет он не успел закончить. А вот оперетта….Этот музыкальный жанр принес ему много лавров.

«Летучая мышь» — типичная венская оперетта, где царят любовь, флирт, добродушный юмор и, конечно танцевальные ритмы вальсов, полек. Работа над опереттой длилась всего 6 недель. Её премьера состоялась в 1874 году и имела оглушительный успех в Париже, где состоялась её премьера, а через 20 лет она начала свое триумфальное шествие по всему миру.

И.Штраус. Увертюра к оперетте «Летучая мышь»

В успехе «Цыганского барона» почему-то многие сомневались: и чтобы занять публику, дирекция вывела на сцену живую лошадь. Но и без этого представление неожиданно вылилось… в грандиозный триумф! Музыкальные достоинства «Летучей мыши», «Цыганского барона» сделали их достоянием репертуара самых серьезных оперных театров.

«Цыганский барон» Ария Баринкая

Роман с Россией

В 1855 году Штраус получает приглашение дирижировать концертами в Павловске под Петербургом. В течение нескольких лет он должен был играть и дирижировать поистине за царский гонорар в 22 тысячи рублей за сезон! Предложение заманчивое, но с Россией Штраус уже знаком, и не с лучшей ее стороны.

В разгар революции 1848 года он с оркестром решил подработать на российской территории без документов и не озаботился получить визу. В результате весь оркестр был арестован и доставлен к генералу Абрамовичу. Штраус доказывал что они музыканты, а не повстанцы. Выслушав их игру, Абрамович сказал: «Превосходно играете. Но все равно вы мошенники!» И отправил их снова в тюрьму.

На счастье, в Варшаве в то время находилась царская семья. Жена Николая I императрица Александра Федоровна приказала освободить музыкантов и извиниться перед ними. Вот так и заманивали в Россию Штрауса, но уже как желанного гостя.

В течение многих лет каждое лето Штраус проводит в России. Ему удалось покорить русскую публику венской классикой. Здесь он пережил один из самых пленительных романов. Он встречает свою первую любовь — Ольгу Смирнову, но родители девушки не дали согласие на брак. Лучшим воспоминанием об Ольге стал вальс «Прощание с Петербургом»

Иоганн Штраус. Вальс «Прощание с Петербургом»

Венский бал «Под ослепительную ночь» в Манеже. Фото: Калашникова.

И как всегда предлагаю Вашему вниманию мою любимую рубрику: «А знаете ли вы, что»

  1. Что знаменитый скрипач, дирижер и композитор Штраус -это не один, а четыре музыканта!
  2. Что Иоганн Штраус отец(1804-1849)-основатель династии и первый, кто представил миру танцевальную музыку. Он написал 250 пьес, из них 152 вальса.
  3. Что время от времени Иоганна подменяют брат Иозеф и младший Эдуард, которые тоже писали вальсы, по стилю напоминавшие вальсы Иоганна и давали концерты.
  4. Что «Марш Радецкого», один из самых знаменитых и ныне неофициальный Гимн Австрии написанный Иоганном Штраусом –отцом в честь фельдмаршала графа Иосифа Радецкого, героя австрийско-итальянской войны.
  5. Что «Маршем Радецкого» каждый раз заканчивается Новогодний концерт Венского филармонического оркестра. Согласно традиции, публика сопровождает его исполнение ритмичным похлопыванием в ладоши и притопыванием ног. Мы его послушаем чуть позднее.
  6. Что в 1876 году Штраус посетил Соединенные Штаты Америки, республика праздновала свое столетие. В Бостоне венский маэстро дирижировал гигантским музыкальным коллективом из 20 тысяч, состоящих из оркестрантов и хористов. Все его движения передавали специальные ассистенты.
  7. Что такой жанр, как оперетта- парижанка по рождению, появилась и в Вене тоже. И Иоганн Штраус младший становится творцом венской оперетты.
Читайте так же:
Роза Амелия Ренессанс

Давайте сейчас послушаем «Марш Радецкого» И.Штрауса.

Заканчивая свое путешествие к венским классикам, хочется спросить у вас: «Так в чем жизненная сила и красота музыки Штрауса?» Думаю, что многие из Вас ответят: « В любви к жизни, в радости к жизни»!

И если Вена — город чувственных наслаждений, то Иоганн Штраус — это солнце, вокруг которого все вращается. И Штраус долго царил в сердцах венцев, им казалось, что их солнце, их кумир вечен. Но, увы, ушел из жизни и он. Находясь в полубессознательном состоянии, композитор напевал песенку своей юности: «Как бы солнце ни светило. Как бы ни было прекрасно, Путь к закату неминуем: к вечеру оно погаснет…»

Жизнь маэстро закончилась. Началась слава посмертная.

Лилия, спасибо огромное за статью. Надеюсь, что все мы прекрасно отдохнули, наполнились звуками прекрасных мелодий, узнали что-то новое для себя. Желаю всем прекрасного весеннего настроения, радости жизни, вдохновения. Будем рады услышать ваши отклики на статью.

В музыке снега услышь свое счастье… С Новым годом, мои дорогие читатели!В музыке снега услышь свое счастье… С Новым годом, мои дорогие читатели!
Уроки вежливости для наших детейУроки вежливости для наших детей
Зеленый чай и наше давлениеЗеленый чай и наше давление
Священный свет Рождественской звездыСвященный свет Рождественской звезды
Фотогеничная «колючка» расторопшаФотогеничная «колючка» расторопша
Язык цветов - шалфейЯзык цветов — шалфей

Иоганн Штраус и Ольга Смирнитская: русская муза короля вальсов

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Иоганн Штраус и Ольга Смирнитская | Фото: venagid.ru

Иоганн Штраус-сын | Фото: venagid.ru

Иоганн Штраус был старшим сыном знаменитого Иоганна Батиста Штрауса – композитора и дирижера-солиста, под вальсы и польки которого танцевала вся Вена. Сын пошел по стопам отца и вскоре его затмил. И хотя поначалу отец играл при дворе и на светских балах, а сын – в казино и кафе, Штраус-старший уже в 40 лет утратил симпатии публики. Это подорвало его здоровье, и в 1849 г. он умер. А карьера сына стремительно пошла вверх. С 1852 г. оркестр Штрауса-младшего играл при дворе императора Франца-Иосифа І.

Иоганн Штраус-сын | Фото: venagid.ru

В 1854 г. Штраусу предложили контракт в России, и вскоре композитор стал выступать для членов императорской семьи и русской публики. В России Штраус провел 10 лет с перерывами. По слухам, тут у него случилось несколько романов, о нем говорили как о ветреном ловеласе и кумире женщин, но настоящее чувство в нем вызвала только Ольга Смирнитская.

Иоганн Штраус и Ольга Смирнитская | Фото: music-fantasy.ru

О русской музе австрийского композитора стало известно не так давно – российские зрители впервые узнали об этой истории, когда на экраны вышел фильм Яна Фрида «Прощание с Петербургом», но долгое время эта история воспринималась лишь как легенда. Было известно о том, что Штраус и Смирнитская вели переписку, но эти письма считались утерянными. Лишь в начале 1990-х в архивах городской библиотеки Вены обнаружили точные копии писем Штрауса. После этого книгу писем опубликовали в Австрии, где она произвела настоящий фурор – существование русской музы было доказано.

Павловский музыкальный вокзал – концертный зал, где выступал Штраус | Фото: vpavlovsk.ru

Павловский музыкальный вокзал – концертный зал, где выступал Штраус | Фото: vpavlovsk.ru

Они познакомились в 1858 г. Ольга была одной из первых русских женщин-композиторов, и своеобразным признанием ей в любви стало то, что Штраус включил ее польку-мазурку в программу своего концерта. Влюбленные были вынуждены скрывать свой роман, так как родители Ольги были против их связи. Композитор писал девушке полные нежности письма, а она отвечала ему на них романсами, мелодии которых Штраус потом обыгрывал в своих опусах.

Иоганн Штраус и Ольга Смирнитская | Фото: music-fantasy.ru

Иоганн пытался получить разрешение на брак и у самой девушки, и у ее родных, и у своей матери, но так ничего и не добился. Чопорные аристократы считали композитора неудачной партией для дочери, они чрезвычайно гордились своим дворянским происхождением, хотя у матери семейства были купеческие корни. Сословные предрассудки родителей Ольги не допускали мезальянса. Кроме социального неравенства, их смущала скандальная репутация жениха и слухи и его болезни и неминуемой скорой гибели. В одном из писем Штраус и сам пишет Ольге о том, что доктора отвели ему не больше 2-х лет.

Иоганн Штраус-сын | Фото: venagid.ru

Влюбленные даже замышляли побег, но Ольга так на него и не осмелилась. В 1860 г. Штраус снова просил ее руки и снова получил отказ. Композитор продолжал засыпать ее письмами. Так, после того, как девушка подарила ему свой локон, он ей написал: «Целовать твои волосы – мое постоянное занятие, я не могу спать, потому что думаю, что из-за этого буду терять время».

Читайте так же:
Роза Блю Фо Ю

Здание Павловского вокзала в дворцовом парке | Фото: vpavlovsk.ru

«Ольга, дитя мое, вот хочу открыть тебе мое сердце, что я тебя безумно люблю. Ты уже знаешь, что мне невозможно жить без Тебя. Я могу жить, только обладая тобой, ангел, только чувствуя Твое дыхание, я могу сохранить свою жизнь. Моя боль с каждой минутой быть все дальше от тебя столь велика, что я предпочитаю умереть, чем выносить эту муку. У меня нет сил, я слишком люблю Тебя, жизнь без обладания Тобой подобна смерти для меня, – и лучше будет для нас обоих, если меня больше не будет», – в отчаянии писал Штраус.

Иоганн Штраус | Фото: music-fantasy.ru

После расставания с композитором Ольга вышла замуж и прожила в браке 60 лет, хотя с мужем счастлива не была никогда. Штраус женился трижды, но тоже не обрел ни счастья, ни покоя. Портрет Ольги он хранил всю жизнь.

ШТРАУСЫ

История семьи Штраусов представляет собой веху в развитии музыки XIX века. Они были известны как музыканты и композиторы. Все Штраусы сочиняли вальсы, а Иоганн Штраус-сын даже носил титул «короля вальсов». Их личная жизнь не всегда складывалась счастливо, но, возможно, именно это обстоятельство и помогло им раскрыться в музыке.

В конце XVIII века Микаэл Штраус переехал из Будапешта в пригород Вены Леопольдштадт.

Его сын Франц Боргиас был трактирщиком, и заведение, которым он владел на Флосгассе, 7, называлось «У святого Флориана».

Франц Боргиас был женат на Барбаре Доллман, доброй женщине, благодаря которой в семье царили мир и согласие. Барбара умерла, когда 0Х сыну Иоганну было четыре года. Еще через восемь лет мальчик остался сиротой: труп франца Боргиаса нашли в Дунае. Опекуном Иоганна и его старшей сестры Эрнестины стал Антон Миллер.

Иоганн Штраус с детства мечтал стать музыкантом: он водил палочкой по дощечке, делая вид, что играет на скрипке, в трактире отца он любил сидеть рядом с оркестром, внимательно следя за игрой музыкантов.

Несмотря на склонность Иоганна к музыке, его отдали на обучение переплетчику. Но Штраус все равно находил время для игры на скрипке, которой его обучал друг семьи скрипач Помешанский.

Вскоре Иоганн Штраус вместе с другими музыкантами — Лайнером и братьями Драханек — создал группу, которая со временем превратилась в оркестр. Этот музыкальный коллектив вскоре стал пользоваться популярностью у владельцев танцевальных залов. Однако между Лайнером и Штраусом возникли разногласия, и оркестр разделился на два самостоятельным коллектива. С разделом оркестра поклонники музыкантов разделились на ланнеровцев и штраусовцев. Вражда между музыкантами дошла до того, что однажды Штраус и Ланнер подрались во время концерта.

Вскоре после этого инцидента Иоганн Штраус женился на дочери владельца ресторана «У пылающего петуха» Анне Штрейм. Это была красивая стройная брюнетка, страстно любившая танцы и отлично игравшая на гитаре. Медовый месяц молодые провели в деревне, а потом вернулись в Вену, где Иоганну предложили контракт на шесть лет в театре. Одновременно музыкант-самоучка брал уроки контрапункта, гармонии, оркестровки и т. д.

Эти уроки дали возможность Штраусу написать вальсы, покорившие Вену: «Филомелы», «Лорелея», «Сесилия», «Демоны». Всего он написал 251 произведение.

В 1834 году Иоганн Штраус давал концерты в Берлине. Здесь его заметил российский император Николай I и пригласил на гастроли в Петербург.

Капелла Штрауса много гастролировала по Германии: в Аусбурге, Франкфурте-на-Майне, Гамбурге, Дюссельдорфе, Кельне и по соседним Бельгии, Голландии, Франции, Англии. За два месяца гастролей они дали 93 концерта, что совершенно обессилело маэстро. Несколько месяцев Иоганн Штраус провел в постели. Болезнь совершенно расстроила его финансовые дела, к тому же вращаясь среди знати, он приобрел привычку сорить деньгами. Поэтому еще не совсем оправившись, он был вынужден вернуться к работе. Венцы тепло приняли поправившегося Штрауса, но при императорском дворе предпочитали музыку других композиторов.

Вскоре после возвращения на сцену Иоганн Штраус увлекся одно из своих поклонниц — Эмилией Трамбурги — и оставил ради нее семью, которой было трое сыновей — Иоганн, Йозеф и Эдуард — и дочь.

Старший сын Иоганна Штрауса занимался музыкой втайне от отца, т. к. отец хотел, чтобы он занялся коммерцией. Несмотря на материальные трудности, Иоганн Штраус-младший создал собственный оркестр. Отец всеми силами противодействовал стремлениям сына.

Первый концерт Штрауса-сына состоялся 15 октября 1844 года в казино Долгмейра. Он стал событием в музыкальной жизни Вены. Несмотря на то, что первые вальсы Иоганна-младшего («Молодые венцы», «Песни гор», «Сангвиники») почти не отличались от вальсов его отца, он покорил Вену.

Отношения между отцом и сыном были весьма прохладными до тех пор, пока в день рождения отца Иоганн Штраус с утра пораньше не поздравил его исполнением одного из лучших произведений отца «Дунайские песни» под его окнами.

Вскоре после этого Иоганн Штраус-сын отправился на гастроли по Венфии, Трансильвании, Сербии, Валахии, Молдове.

Когда во Франции началась революция, Иоганн вместе с братом Йозефом записался в революционную Национальную гвардию, они стали рядовыми солдатами.

Стоя в карауле на площади Кармелитов, Иоганн Штраус написал самый популярный марш восставших — «Венскую Марсельезу». Потом он написал еще вальсы «Песни баррикад», «Песни борьбы», польку «Вздохи лигуров».

Читайте так же:
Роза Испанский танец

После поражения восстания за участие в революции Иоганн Штраус был отлучен от императорского двора.

Иоганн Штраус-отец выступал против революции и из-за этого потерял популярность в Вене.

Оставшись без работы, он заболел лихорадкой. Его гражданская жена Эмилия, забрав своих детей, сбежала от него. Вскоре он заболел скарлатиной и умер 25 сентября 1849 года в полном одиночестве.

Иоганн Штраус-сын продолжил дело отца. Он с успехом исполнял свои вальсы и вальсы отца, давал по нескольку концертов в день и в то же время еще и сочинял музыку. Такая интенсивная работа подорвала его силы, и он отправился на лечение в горы.

Летом 1858 года Иоганн Штраус, получивший ангажемент в России, встретился с дочерью русского генерала Василия Николаевича Смирнитского Ольгой, искусной пианисткой и композитором (она писала романсы). Когда Ольга сообщила родителям о своей любви к Штраусу, ее мать устроила композитору скандал, потребовав оставить ее дочь и вернуть ее письма. Но Ольга и Иоганн еще несколько раз встречались. Однако после смерти брата она объявила, что не может ослушаться родителей, и навсегда разорвала отношения.

Пережив эту трагедию, Иоганн Штраус женился на вдове Генриетте Трефц, которая была на семь лет старше него. Генриетта имела привлекательную внешность и отлично пела. В молодости у нее было несколько бурных романов, в память о которых остались две дочери и сын. Женившись на ней, Иоганн обрел тихую пристань.

В отсутствие Иоганна делами капеллы занялся брат Йозеф. Йозеф не был профессиональным музыкантом. Он закончил политехнический институт и работал проектировщиком в городской управе, потом был инженером на ткацкой фабрике.

Музыкой он занимался только в свободное время. Но тем не менее он был талантливым композитором и прославился вальсами, в которых воспевал природу родного края: «Лесная фея», «Воспоминания из дальних стран», «Ласточки австрийских сел». Некотрые произведения, в том числе и «Польку пиццикато», он писал вместе с Иоганном.

Сначала Йозеф не хотел заниматься оркестром, но Иоганн много гастролировал, и в конце концов он уговорил Йозефа, и впоследствии управление делами оркестра полностью перешло в его руки.

Когда Йозеф тоже стал выступать и гастролировать, он, в свою очередь, обратился к младшему брату Эдуарду. Эдуард был красавцем и интеллектуалом, щедро одаренным талантом. Он получил классическое образование, знал греческий и латынь, получил основательное музыкальное образование.

Эдуард проявил себя как способный дирижер и удачливый администратор: он легко улаживал проблемы с музыкантами, антрепренерами, владельцами залов и издателями нот. Братья часто выступали и гастролировали втроем, и вскоре их стали воспринимать как одного человека.

В конце 1860-х— начале 1870-х годов творчество Иоганна Штрауса достигло своего высшего расцвета. За ним утвердился титул единоличного короля вальсов. Примерно в это же время он начинает сочинять оперетты. 10 февраля 1871 года состоялась премьера его первой оперетты «Идиго, или Сорок разбойников».

Начало 1870-х было и временем личных потерь для Иоганна Штрауса. Сначала умерла мать.

Однажды на концерте в Варшаве один из скрипачей сфальшивил, из-за него весь оркестр сбился с ритма. Йозеф так расстроился, что его хватил удар, он упал в оркестровую яму и получил сотрясение мозга. Родные перевезли его в Вену, но лечение не дало результатов: в 1870 году он умер.

Отношения с женой, разница в возрасте с которой становилась все более заметной, ухудшались. К тому же Штраусу сильно досаждал его пасынок Иетти, вытягивавший все деньги у матери. Не выдержав, он запретил юноше появляться в их доме. Иетти в ответ на это забросал мать письмами с угрозами. И однажды, получив такое письмо, она умерла от сердечного приступа.

Чтобы отвлечься, Иоганн Штраус решил уехать в Италию. В этой стране он встретил немецкую певицу Ангелику Дитрих и женился на ней. Но Ангелика вскоре оставила короля вальсов, уехав с его другом Штейнером.

Боль от этой потери Штраус заглушал работой. Успехом пользовались его оперетты «Кружевной платок королевы» и «Веселая война», «Ночь в Венеции». Среди лучших его произведений оперетты «Летучая мышь», «Цыганский барон» и др.

В начале 1880-х годов Иоганн увлекся молодой вдовой своего приятеля и однофамильца Адель Штраус. Он хотел на ней жениться, но католическая церковь запретила ему венчаться, т. к. Ангелика все еще оставалась его женой. Тогда Штраус перешел в протестантизм, отказался от австрийского гражданства и уехал в Кобург-Готт. Адель была ему верной подругой жизни, доброй и чуткой женой. Последние годы жизни Иоганн Штраус наконец-то смог прожить в полном покое и согласии. Он умер 3 июня 1899 года.

После смерти обоих братьев Эдуард, ожесточенный их успехом, решил сжечь их рукописи. Договорившись с владельцем фаянсового завода о сожжении макулатуры в печах для обжига глины, он лично сопроводил подводу, нагруженную бумагами. Когда, смекнувший в чем дело, заводчик попытался спасти хотя бы часть наследия Штраусов, Эдуард стал с остервенением бросать листы с подписями Иоганна и Йозефа Штраусов в печь и следил за огнем, пока не сгорела последняя страничка.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector